Зачем бездомному крыша?


По негласной статистике, в Воронеже на сегодня проживает около 240 людей без определённого места жительства. Психологи утверждают, что такой образ жизни человек часто выбирает сам. И даже если кто-то оказался на улице в результате каких-то тяжелых обстоятельств, то вряд ли потом сможет вернуться в нормальный социум.

Дмитрий Константинов, Виктор Кочнев и Андрей Слащев являются участниками благотворительной общественной организации «Рассвет». В повседневной деятельности их практически ничего не связывает: работают в разных сферах, придерживаются разных религиозных взглядов, но этих людей объединяет сочувствие к обездоленным людям и твёрдая, обратная мнениям психологов, уверенность, что многие бездомные хотят и с удовольствием возвращаются к нормальной жизни.

В своё время у участников благотворительной организации появился вопрос: а кто же должен в городе заниматься проблемами так называемых бомжей?

- В департаменте труда и социальной защиты населения, в который мы обратились, признали, что именно их ведомство должно заниматься гражданами этой категории, - рассказывает Дмитрий Константинов, член благотворительной общественной организации «Рассвет». – Но последний раз это делали десять лет назад – тогда была организована социальная столовая для бездомных, которая потом исчезла. На вопрос, почему исчезла, неужели проблема бездомности решилась, мне ответили, что «как-то всё это потерялось»…

Отец Пётр, благочинный Никольского церковного округа, как-то сказал, что бездомные – это проблема церкви, и она (церковь) готова давать им еду. Бесспорно, пища много значит для людей, но как быть с теми, кому вернуться к нормальной жизни не позволяет элементарное отсутствие документов? Справедливости ради надо отметить, что в Костёнках есть православная община, которая оказывает реальную помощь и даёт крышу над головой, не раз там выручали и принимали постояльцев из «Рассвет», но с недавнего времени и эта организация стала отказывать бездомным в приюте, ссылаясь на то, что свободных место просто не хватает.

- На данный момент, проблема номер один – это зима, продолжает Дмитрий Константинов. – Куда бездомных деть в холода? В прошлом году мы добились того, что власти выделили бункер, и каждый вечер туда приходило по 30-50 человек. Если в этом году снова предложат бомбоубежище, то встанет вопрос – кто его будет обслуживать? Это ужаснейшие условия – слабая вентиляция, отсутствие душевых кабин.

В департаменте соцзащиты сказали, что в их ведомстве не распоряжаются муниципальными помещениями и отослали запрос в департамент муниципальной собственности города и департамент имущественных отношений области. Там в свою очередь ответили, что в данный момент ведётся подбор помещения для «Дома ночного пребывания», и оно пока не найдено. Очень удивил вопрос, заданный в одном из ведомств: «Ребят, а чего вы так переживаете? До зимы ещё далеко».

- Ещё один больной вопрос – это помещение для так называемого промежуточного звена, - добавляет Виктор Кочнев, участник благотворительной организации «Рассвет». – Многим людям очень сложно из «уличных» условий влиться сразу в нормальную жизнь. Для них это слишком большой контраст.

- Поэтому наша вторая главная проблема – это проект «Дневной центр», - подхватывает Дмитрий Константинов. – Такие центры есть практически во всех городах Европы. В России – в Москве и Питере. «Дневной центр» - это отдельно стоящее помещение, где работают социальные работники, юристы, психологи и медики. Туда могут приходить бездомные, чтобы выпить чашку чая, помыться, постричься, поменять бельё, одежду, при необходимости связаться с родными по телефону, выяснить, куда можно обратиться для восстановления паспорта. Но самое главное, что те, кто когда-то, потерял всякую надежду, увидев неподдельно доброжелательное отношение со стороны сотрудников центра, вновь обретут надежду, чтобы ещё раз попытаться найти своё место под солнцем. Однако очень тяжело без поддержки государства. В столицах тем, кто занимается бездомными, так или иначе, помогают. И департамент соцзащиты идёт навстречу, потому что понимает, что общественники выполняю их функцию, но у нас не хотят заниматься бездомными. Мы объясняем, что сами готовы ими заниматься, только помогите с помещением. Но увы…

- Проблем полно, восстановить документы для этих людей очень сложно, - разводит руками Виктор. – Особенно это касается полисов обязательного медицинского страхования, хотя законодательство на нашей стороне, но в целом механизм даёт сбой. Довольно часто после порожних визитов по кабинетам можно прочесть в глазах у наших новых друзей – я же говорил, мы лишние на этом празднике жизни… Что касается денег – их мы ни у кого не просим. Есть у наших ребят небольшая подработка – убирают участки, на то и живём. А вообще, наша мотивация – не создать какую-то резервацию для этих людей, а сделать всё, чтобы все желающие вернулись к нормальной жизни. Они абсолютно адекватны и готовы жить в нормальном обществе. Ребята попадаются рукодельные. У многих из них высшее образование. Но так повернулась жизнь, так сложилось, что они оказались на улице. Сейчас, например, у нас уже около сорока человек, которые реально хотят вернуться в общество.

Три года назад добрые люди отдали волонтёрам в бессрочное пользование небольшое помещение, расположенное в частном доме, и они привели туда тех, кто хотел вернуться к нормальной жизни. Бездомные своими руками навели там порядок и сейчас в самодельном приюте довольно приемлемые условия, есть самое необходимое для жизни.



Но здесь всего девять мест и на данный момент уже живёт десять человек (на ночь ставят раскладушку). Младшему из обитателей 26, а старшему 50 лет ( в его распоряжении только справка об освобождении двухгодичной давности, все его челобитные результата не принесли). И каждый со своими невесёлыми жизненными историями. С наступлением холодов сюда начнут подтягиваться другие бездомные, и места хватит далеко не всем. Зимой, говорят, даже на полу не улечься: замерзнуть на улице не хочет никто. А что было, если б не нашлись и эти 35 квадратных метров тепла?..

К слову сказать, в феврале этого года в Департаменте труда и социального развития пообещали, что найдут помещения для организации «Дома ночного пребывания», но, по слухам, появится он только в 2013 году. А что делать в этом? Ведь зиму никто не отменял.

…Одна из главных болезней нашего общества – равнодушие, ею поражены многие, начиная с высокопоставленных людей, заканчивая обычными людьми. Сложно избавиться от стереотипа, что бездомный – это лодырь и алкоголик, которому ничего не нужно. И бездомными никто не хочет заниматься. Они – самый обделённый класс в России. И заметим, что только в России такое отношение к людям никого не удивляет.

Евгений Радужная
АиФ № 46, 2012 г



12.12.2012