Жизнь за гранью






«Сегодня у меня удачный день, вон сколько всего собрал!», – говорит дядя Вова, кивая на сумки, из которых торчат бесформенные пакеты. Там еда и одежда – главные «стратегические ресурсы» для выживания на улице, где протекает большая часть жизни человека без определенного места жительства. Дяде Вове по этой части опыта не занимать. Он умеет правильно «экипироваться» для ночевки под открытым небом, знает наперечет городские пункты приема вторсырья и в курсе графика бесплатного кормления бездомных, которое осуществляют различные организации. А еще дядя Вова в отличие от многих бездомных принципиально не пьет, потому что, пристрастие к бутылке, по его словам, это прямая дорога в пропасть. Хотя в возможность вернуться к нормальной жизни, он, в общем-то, не верит. Говорит: «Кому мы такие нужны?»






смотреть статью в формате PDF »»»


Обед для бывшего интеллигентного человека

С дядей Вовой и его товарищами по несчастью мы познакомились в парке у железнодорожного вокзала, где по субботам в «холодные месяцы» года воронежских бездомных кормят обедами волонтеры из общества «Рассвет». Общество возникло около трех лет назад как инициативная группа молодежи, желающей делать что-то полезное для тех, кто нуждается в помощи. Поддержка людей, которые в силу разных обстоятельств оказались в «социально неопределенной» жизненной ситуации – один из проектов на этом поприще.

Все начиналось, по словам основателей «Рассвета» Дмитрия Константинова и Игоря Лосева, с поиска единомышленников в социальных сетях. Сейчас у ребят – постоянный круг помощников и налаженные связи со многими общественными организациями, реализующими различные благотворительные акции. Продукты и одежду для бездомных приносят все, кто не равнодушен к объявлениям о проекте. А кухню для приготовления пищи и авто для ее транспортировки предоставляют воронежские кришнаиты.

Наблюдаем за раздачей обедов: пестрая очередь образуется в парке минут за двадцать до приезда машины, никто не ссорится, не пытается пройти вперед. Народ знает – еды хватит на всех. «Вы напишите, что благодаря таким вот ребятам, мы пережили эту зиму, – говорит одна из постоянных посетительниц трапез у вокзала Татьяна. Следом подает голос дядя Вова: «Тань, не зевай! Одежду раздают, потом договоришь…»

Как «вернуться» с улицы?

Некоторые специалисты социальных служб в столице, где помощь бездомным уже давно поставлена на широкие рельсы, утверждают, что такие кормления только «закрепляют» людей на улице, лишая их стимула стремиться к нормальной жизни. У ребят из «Рассвета» по этому вопросу своя позиция. «Нередко можно слышать – пусть бомжи идут трудиться, – говорит Дмитрий, – но кто возьмет их на работу? Вначале им нужно помочь обрести нормальное состояние. Более того, люди, живущие на улице, зачастую просто не могут работать. У многих – инвалидности в силу физических или психических патологий. Большинство пьет, а алкоголизм – по сути та же инвалидность. Эту зависимость нужно лечить… Конечно, большую роль играет желание самого человека что-то изменить в своей жизни. Но сначала нужно протянуть ему руку помощи, накормить, дать чистую одежду, рассказать, в какие реабилитационные центры обратиться. Но вот в чем вопрос – в какой центр такой человек может обратиться в Воронеже?» И в самом деле – в какой?

Куда податься воронежским бездомным?

В Москве, Петербурге, других российских мегаполисах есть ночлежки, где бездомные могут помыться, пройти санобработку и получить помощь врача. Имеются приюты, где можно «перекантоваться» пока не встанешь на ноги, и специализированные государственные центры, оказывающие социальную помощь лицам без определенного места жительства. Ничего подобного у нас в городе на сегодняшний момент не наблюдается. То есть, конечно, если бездомный обратится в какой-нибудь районный отдел соцзащиты с просьбой восстановить документы, ему постараются там помочь. Но на иную поддержку рассчитывать не приходится – она просто не предусмотрена функционалом. Впрочем, случаи самостоятельного обращения бездомных в какие-либо инстанции единичны. Улица «ломает» человека. Даже несколько месяцев бродяжнической жизни требуют длительной адаптации, а ведь многие живут по уличным законам годами… Но пока воронежские «генералы песчаных карьеров» могут надеяться только на благотворительные гражданские инициативы и помощь церкви. Кстати, ребята из «Рассвета» распространяют среди бездомных график кормлений, которые проводятся при городских храмах и в рамках гуманитарных проектов различных общественных организаций. А еще они дают адреса столичных приютов и центров. Но не теряют надежды, что будущее у их подопечных появится и в родном Воронеже…



«Привыкнуть невозможно»

По словам дяди Вовы, как называют ребята из «Рассвета» бывшего рабочего Владимира, земля, на которой стоял его частный дом, приглянулась «денежному мешку». В итоге он оказался без жилья. Скитается уже 4 года. Две зимы провел на улице: днем собирал бутылки, ночью спал у мусорных контейнеров. В последнее время ночует в хозяйственной постройке у знакомого, который тоже когда-то бомжевал, а сейчас нашел приют в частном доме за городом. О своем нынешнем неопределенном положении говорит: «Неправда, что человек ко всему привыкает. Приспосабливается – да, но привыкнуть к этому невозможно. Человек – не животное, ему нужна крыша над головой».


«Морозостойкие наушники»

У Ивана есть дом в Верхней Хаве и даже постоянный приработок: он собирает коробки и сдает их в пункт вторсырья – по рубль пятьдесят за коробку. На более «денежную» работу его просто не берут из-за инвалидности. «Особая примета» Ивана – наушники, которые он использует …как средство индивидуальной защиты от холода.


«Спасенная не один раз»

Так говорит о себе бывший учитель физики, а ныне – пенсионерка с тяжелобольным сыном на руках, Татьяна Николаевна. Она не раз попадала в больницу с сильнейшими язвенными кровотечениями (язва открылась на нервной почве, после того, как утонул муж). А этой зимой женщину свалил тяжелый грипп – лежала много дней, пока в дом не пришли встревоженные соседи и не оказали ей помощь.Жилье Татьяны домом только называется – в полуразвалившейся каморке много лет нет отопления и воды. Пенсию сыну, страдающему нервным расстройством, сейчас не платят – он отказывается продлевать инвалидность, мотивируя это тем, что «мать и врачи хотят заморить его таблетками». Удивительно, но в этой ситуации Татьяна умудряется сохранять оптимизм, да еще раздает другим завсегдатаям бесплатных кормлений часть своего «трофея» – банки, собранные по дороге. «Несмотря на то, что мы бьемся как рыбы об лед, стараемся друг другу помогать, – поясняет она, – делимся своими крохами, чтобы как-то дожить завтра».




Мнение координаторов проекта


Дмитрий Константинов:
– Нынешнюю зиму в Воронеже не пережили шестеро бездомных. Этого можно было бы избежать, если б в городе была хотя бы «временная ночлежка». Например, во Владимире в холода разбили большую брезентовую палатку с тепловой пушкой. Там дежурил врач, раздавали одежду и горячее питание. В других городах действуют центры, где бездомным восстанавливают документы, оказывают медицинскую и психологическую помощь, помогают решить вопрос с трудоустройством, – то есть создают условия для того, чтобы эти люди могли вернуться к нормальной жизни. Такой профильный центр нужен и нашему миллионному городу. Без него невозможно решать проблемы бездомных комплексно.


Игорь Лосев:
– Проект нашел отклик у многих людей: кто-то помогал готовить, кто-то привозил продукты и одежду. Но если оценивать процент активных участников подобных гуманитарных инициатив в масштабах Воронежа, то он все-таки не велик. Это характерно не только для нашего города, но и для России в целом. Дело в том, что люди у нас отзывчивые, но инертные. Большинство погружено в свои проблемы. А вот в Европе к вопросам благотворительности – совсем другой подход. Там человек с юных лет выбирает для себя определенную сферу социально полезной деятельности. Кто-то борется за права детей, кто-то спасает животных… С одной стороны, это позволяет помочь ближнему. С другой – люди понимают, что это выгодно им самим. Если женщина, у которой трое детей, вступает в организацию, защищающую права многодетных матерей – у нее больше способов привлечь внимание к своим проблемам. Если кто-то помогает бездомным – у него самого меньше шансов очутиться однажды на улице. У нас же часто говорят: в России ничего нельзя «продвинуть». На самом деле существует много возможностей, о которых люди просто не знают, поскольку не интересуются законами и не осведомлены о своих правах. Мы хотим, чтобы граждане стали более сознательными и активными. Чтобы они поняли: когда действуешь сообща, ситуацию можно изменить к лучшему.






Справка "ГЧ"

Ядро общества «Рассвет» – коммуна, в которую входит пятеро молодых воронежцев. Они живут общиной в частном секторе: совместно ведут хозяйство и оплачивают услуги ЖКХ. Коммуна не является религиозной организацией и объединяет людей с разными воззрениями в вопросах веры. Ребята – представители коммунарского движения, ныне популярного в России. Его сторонники выступают за развитие в обществе самоуправления, альтруизма и благотворительности. В активе воронежских коммунаров – проекты помощи бездомным, детям-сиротам, экологические акции по уборке леса и городских парков.

* * *

По данным социологов, общее количество бездомных в России – около 4,5 миллиона, но самом деле – их гораздо больше. Вычислить точно процент лиц без определенного места жительства сложно из-за отсутствия у большинства из них документов. По той же причине бездомные оказываются «исключенными» из правового поля: они не могут ни обратиться в суд, ни подать заявление о трудоустройстве.

* * *

Особый путь возвращения в нормальную жизнь для людей без определенного места жительства – спортивный, практикует YEFA. Ежегодно при поддержке союза проводятся чемпионаты мира по футболу среди бездомных. По статистике каждый турнир меняет в лучшую сторону жизнь около 70 участников из 100. Они перестают употреблять алкоголь и наркотики, находят жилье и работу, начинают систематически заниматься спортом. Некоторые даже становятся тренерами в полупрофессиональных и профессиональных клубах.

* * *

Оригинальный способ усилить внимание общества к проблемам бездомных нашла община Святого Эгидия из Италии. Это – мероприятия, на которые приглашаются местные бродяги, представители власти и СМИ. Во время таких демократичных «круглых столов» рядом запросто могут оказаться мэр Рима и любой изгой из городских трущоб.



Елена Черных

Скачать статью в PDF: gallery-chizhov_bezdom.pdf

http://infovoronezh.ru/?page=newspage&id=5540

12.03.2011