Общество Служения Миру
Р А С С В Е Т

О НАС | НОВОСТИ | МЕРОПРИЯТИЯ | ИНФО | ФОТО | КОММУНА | ССЫЛКИ | СВЯЗЬ


Вегетарианство и доброта

"Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, что тот не может быть добрым человеком, кто жесток с животными" Шопенгауэр

"Люди, будьте гуманны! Это ваш первый долг. К чему вся ваша мудрость без милосердия?" Руссо

Слова Ж.-Ж. Руссо о доброте как о первом долге человека отражают отношение к этому качеству общества. Сторонники вегетарианства, например, указывают, что воспитание доброты в человеке столь важно, что нельзя оставлять без внимания один из путей ее достижения - вегетарианство. Пифагор так выражал эту мысль: "Кто возмущается убийством других созданий, как делом несправедливым и неестественным, тот сочтет еще более беззаконным убивать человека или начинать войну". Эту же мысль выразил в стихотворной форме Овидий, излагая учение великого философа:

Люди! Убить человека не трудно тому, кто, внимая
Жалким предсмертным блеяньям, режет телят неповинных,
Кто убивает ягненка, чьи слабые вопли подобны
Плачу дитяти; кто птицу небесную бьет для забавы
Или, нарочно, - своею рукою вскормив, - пожирает!


Руссо, как и другие вегетарианцы, был убежден, что питание мясом отражается на характере человека: "Чрезвычайно важно не искажать природного вкуса и не делать детей плотоядными, если не ради их здоровья, то хотя бы ради их характера, потому что, чем бы это ни объяснялось, а достоверно, что большие охотники до мяса вообще бывают людьми жестокосердными". И еще: "Дикари вообще жестоки, и эта жестокость имеет своим источником не природу их, а пищу".

Эту же мысль высказывал и философ античности Сенека: "Жестокость неизбежно становится присущей человеку, лишь только он прибегает к убийству ради удовлетворения похоти и обжорства".

Один из основоположников морфологии и географии растений, русский ботаник-эволюционист А.Н.Бекетов высшим проявлением человеческой природы называл гуманность и считал главной , задачей человека освободиться от "давящей его животности", а мешал этому, по его мнению, способ питания современного человека - мясной пищей.

Многие авторы работ по вегетарианству не только видели прямую связь между питанием мясом и жестокостью, но также считали, что питание мясом - причина агрессивности человека и источник войн. В качестве доказательства они приводили изменения в характере животных, например медведей, которые становились агрессивными, как только их начинали кормить мясом.

Мысль о связи насилия, войн с жестокостью по отношению к животным выразил в поэтической форме английский поэт Д. Гей:

Покорная овца безвинно умирала
На бойне под ножом кровавым мясника,
А стадо робкое безропотно стояло,
На смерть ужасную смотря издалека,
И очереди ждало.
Свирепый боров дикий мимо проходил
И злобно насмехался и дразнил
Дрожащее, беспомощное стадо:
"Вот, бьют вас, подлых трусов. Так и надо!
Старик баран сказал: "Что лаешься напрасно?
Чем виноваты мы? Наш кроткий род таков,
Что нет у нас клыков,
Но мы пред нашей смертью лютой и ужасной
Глядим в глаза врагов
И знаем, умирая: в каждом злом деянье
Есть злу - возмездие, насилью - воздаянье;
На этих самых бойнях, где нас бьют,
В кровавых лоскутах бараньей кожи смрадной
Враги жестокие найдут
Орудья казни беспощадной.
Двух грозных мстителей людской природы всей:
Пергамент - для судебных кляузных писаний,
Раздоров, пререканий
И звонкий барабан, зовущий в "поле браней",
Ведущий в смертный бой озлобленных людей.
Давно сторицею отметили за барана -
Пергаменты и барабаны!


Доброе отношение к животным, готовность ущемить себя, чтобы не причинять страдания другому существу, возвышают человека. Если, действуя гуманно по отношению к людям, человек еще может рассчитывать на какую-то компенсацию своих добрых поступков, то доброта в отношении животных - это чистый альтруизм, не ищущий награды. Этическое вегетарианство приобщает человека к самой бескорыстной, самой совершенной форме взаимоотношений с окружающим миром.


И.Л. Медкова, Т.Н. Павлова