«Свобода, равенство, братство» – лозунг Великой французской
революции – впервые был интерпретирован в Декларации прав человека
и гражданина, вошедшей в Конституцию Франции 1793 года.
В преамбуле этого документа говорится, что «забвение естественных
прав человека и пренебрежение к ним – единственные причины бедствий
человечества». Утверждение о естественности
(врожденности? биологических корнях?) прав впоследствии никем особенно
не оспаривалось, а основные идеи Декларации приобрели такую
популярность, что к настоящему времени проходят по разделу «Права
и свободы» в конституциях многих государств, считающих себя
цивилизованными. Однако грандиозный социалистический эксперимент
ХХ века, направленный на борьбу с «забвением естественных прав
и пренебрежением к ним», закончился полным фиаско. Чем он
был – попыткой достижения верной цели негодными средствами?
Или права человека не так уж естественны, а значит, цель
неверна? Последний вопрос может быть предметом теоретического исследования
при условии перевода исходных понятий на язык социальной биологии.
|
Перечитывая первоисточник.
|
Декларация прав человека
и гражданина содержит 35 статей, из которых первые
6 частично или полностью посвящены понятиям «свобода»
и «равенство». При этом, таковые (статьи)
не дают прямых определений, апеллируя к интуиции читателя,
а авторы документа, очевидно, полагали, что отсылка к ключевым
словам «право»/«права» объясняет все. Понятие «братство»
в Декларации отсутствует вовсе, а именно оно (как покажет
дальнейшее изложение) является путеводной нитью, ведущей к целостной
картине представлений по интересующему нас предмету.
|
Воплощение альтруизма
|
Понятие «братство», несомненно,
связано с поведением, преследующим выгоду не своего носителя,
а социального окружения. В биологии ему в точности
соответствует термин «альтруизм», или альтруистическое поведение.
Существуют различные модели альтруизма, удобной формой отображения которых
являются пары «сам – другой» и «проиграл – выиграл». По существу
все возможные оттенки поведения здесь могут быть сведены
к следующим моделям.
|
«Сам погибай, а товарища выручай!», или «сам
проиграл, другой выиграл». Это модель самопожертвования, реализация
которой связана с подавлением инстинкта самосохранения – основы
человеческого поведения в норме. Встречается в экстремальных
обстоятельствах достаточно редко.
|
«Не делай другому того, чего себе не желаешь!»,
или «сам не проиграл, другой не проиграл». Эта модель
лояльности известна как норма христианской морали. Широко распространена в так называемом западном обществе.
Представляет собой своеобразный «пакт ненападения».
|
«Живи сам и давай жить другим!», или «сам
выиграл, другой выиграл» – модель сотрудничества/партнерства. Базовая норма
внутригруппового поведения во всех устойчивых коалициях (альянсах).
|
«Помощь ближнему (бескорыстное
служение)», или «сам не проиграл, другой выиграл». Модель
волонтерства (добровольчества). Распространенность связана со спецификой
культуры конкретных сообществ.
|
Итак, основная особенность
альтруистического поведения индивида или группы есть сопутствующий
выигрыш или, по меньшей мере, отсутствие проигрыша у социального
окружения – других людей. Любая модель, в которой «другой проиграл»,
однозначно является эгоистической.
|
Общепринятые нормы
|
Существуют стереотипы современного
общественного сознания по поводу альтруистического поведения. Ожидается,
что внутри устойчивой (организованной) группы или при мирном
межгрупповом взаимодействии участники будут ориентироваться
на сотрудничество (модель 3). В условиях случайных контактов предполагается,
что контрагенты будут лояльны друг другу (модель 2). Волонтерство
и самопожертвование (модели 4 и 1) воспринимаются
как превышение нормы и никому не вменяются. Таким образом,
альтруизм есть главная норма социального поведения современного Homo sapiens,
а идея братства всех людей в качестве своей реализации предполагает
безусловное соблюдение таковой. Отсюда «братство» является не правом,
а обязанностью – общественным долгом любых нормальных индивидов
и групп.
|
Учитывая сказанное, «равенство» есть
одинаковое положение всех контрагентов по отношению к необходимости
альтруизма в общественной жизни. «Свобода» же в этом контексте
представляет собой возможность выбора любой линии поведения, но только
в пределах общепринятых норм (см. модели 2 и 3).
|
Естественность эгоизма
|
Вместе с тем все встроенные
поведенческие программы – инстинкты – содержат установку на выигрыш
своего носителя или, по меньшей мере, отсутствие проигрыша: «сам выиграл-не проиграл». Это, собственно, и есть ядро, главная
составляющая неальтруистического – эгоистического поведения,
или эгоизма. В нем положение контрагента (индивида или группы)
второстепенно и не обязательно должно соответствовать паре «другой
проиграл». Как следствие, альтруизм и эгоизм вполне совместимы:
эгоистическое ядро содержат три из четырех моделей альтруистического
поведения (см. модели 2, 3 и 4). Почему же тогда
так часты и привычны отклонения от общественного согласия
и лозунг Великой французской революции остается недостигнутым идеалом?
|
Соблазн простых решений
|
Эгоистическое поведение поддерживается
инстинктами и, таким образом, происходит автоматически. Альтруистическое
же управляется ими лишь отчасти и нуждается дополнительно
в поддержке со стороны культурных стереотипов своего носителя,
а также во внешнем социальном контроле. Имея более сложную природу,
альтруизм требует и более высоких энергетических затрат. Отсюда соблазн
«простых решений» в поведенческой сфере.
|
Отклонения от альтруизма
|
Биологическая интерпретация этих
отклонений – паразитизм и хищничество. Паразитарное поведение
характеризуется тем, что его носители охотно пользуются благами
альтруизма, но не стремятся к созданию аналогичных условий
для контрагентов. Хищными являются индивиды и группы, замышляющие
и/или действующие против собственности, личности и частной жизни других
людей. Экстремальные формы хищного поведения известны как вандализм,
терроризм и тоталитаризм. Чем ниже качество культурных стереотипов
и социального контроля, тем больше при прочих равных условиях
вероятность отклонений от альтруизма.
|
Биологические корни
|
Для выяснения природы
человеческих «прав» (точнее, скрывающихся за этим понятием атрибутов) чрезвычайное
значение имеет фиксация нескольких простых истин об индивиде
и социуме, давно и хорошо известных.
|
Аксиома 1 («социальности»). Homo
sapiens неустранимо социален: индивид вне общества не становится
и/или перестает быть человеком – теряет важнейшие видовые признаки (Робинзон
и Маугли воистину фантастические персонажи!).
|
Аксиома 2 («успеха»). Любой
человеческий успех является «успехом в обществе» – происходит благодаря
содействию и/или отсутствию противодействия со стороны социального
окружения.
|
Аксиома 3 («эгоизма»). Человек – такое
животное, которое позволяет себе в отношении представителей своего вида
ровно столько, сколько те позволяют с собой сделать.
|
Аксиома 4 («альтруизма»). Альтруистическое
поведение является основой сосуществования людей или, иначе говоря, главным
условием выживания вида Homo sapiens.
|
Из аксиом 1 – 4 можно
сделать следующие выводы (при желании доказываются как логические
теоремы).
|
Вывод 1. Успешное сообщество состоит
из успешных индивидов и групп.
|
Вывод 2. Консолидация успешного сообщества
происходит на основе его стратификации – самоорганизации,
группообразования.
|
Вывод 3. Альтруизм – основной локомотив
развития любого сообщества в сторону прогресса.
|
Код ВФР
|
Лозунг Великой французской революции
(ВФР) представляет собой шифрованное послание – код, который только кажется
интуитивно понятным. Во-первых, его следует читать в обратном
порядке: «Братство, равенство, свобода». Во-вторых, он состоит не из
прав, а из обязанностей: «братство» есть главный общественный долг;
«равенство» есть одинаковая необходимость этого долга для всех;
«свобода» есть ограничение возможностей выбора рамками указанного долга.
В-третьих, он действительно содержит атрибуты естественного происхождения,
имеющие биологические корни.
|
В результате правильного прочтения
этого лозунга понятно: свобода не вседозволенность, равенство
не уравниловка, братство не популизм!
|
В защиту эгоизма
|
Так как же быть с эгоизмом?
Говоря языком Декларации 1793-го, он есть явный источник «бедствий
человечества» и потому нуждается в регулировании. Отметим, только
в регулировании, но не в подавлении, поскольку соответствующее
поведение является первопричиной любой человеческой активности. Чрезмерные
успехи в борьбе с эгоизмом могут иметь своим результатом
пассивность и безразличие.
|
Наличная ситуация
|
Чуть больше 200 лет отделяет
нас от коронации Наполеона (произошла 2 декабря 1804 года) –
событие, которое считается официальной датой окончания Великой французской
революции. За это время произошли колоссальные перемены
в общественном сознании, но основные враги социального мира –
паразитизм и хищничество – все еще живы. Действующие культурные
стереотипы и системы социального контроля явно не справляются
с «соблазном простых решений». Свидетельства этому – часто встречающиеся
двойная мораль, правовой нигилизм и пустота идеологии (мораль, закон,
идеология – каналы воздействия на социальное поведение). С позиций
сегодняшнего дня лозунг ВФР кажется практически недостижимым.
|
Диктат идеологии
|
Ситуация была бы безнадежной,
если бы не существование такого феномена, как «диктат идеологии».
Дело в том, что совокупность господствующих взглядов
по основным вопросам существования социума («общественный строй» плюс
«уклад жизни») является мощным источником формирования «подобающего»
поведения. Не только тоталитарная, любая доминирующая в сообществе
идеология проникает буквально во все поры жизни: идеи действительно
правят миром! И социальная гармония до сих пор не
восторжествовала, пожалуй, по единственной причине – из-за отсутствия
адекватного источника влияния на общественное сознание.
При внимательном рассмотрении все известные идеологии обладают
одним и тем же недостатком: они не вполне естественны,
не вполне соответствуют биологической природе человека и общества.
|
Социализм ХХI века
|
Главным камнем преткновения
и самой спорной из всех идей о человеке социальном,
по-видимому, является концепция равенства, обычно понимаемая как некий
эквивалент справедливости. Позиция биологии по этому вопросу выглядит
следующим образом: «Люди равны друг другу в том смысле, что все
они являются представителями одного и того же вида Homo
sapiens, но вместе с тем являются совершенно разными – неравными
во всем остальном». Отсюда видно, что идеологии, построенные
на понятиях равенства, неравенства, акцентирования отдельных сторон
жизни (например, религии или свободы) – заведомо неполны, а значит,
не адекватны человеческой природе.
|
Любые политические системы сегодня
должны быть направлены на достижение одной цели – неограниченное мирное
развитие соответствующих сообществ. Единство цели здесь означает
необходимость единства в идеологии, различия оправданы только
в предлагаемых средствах движения вперед.
|
Называя по традиции доктрину,
ориентированную на защиту интересов большинства, социализмом, можно
утверждать: социализм для XXI века это – альтруизм, возведенный
в ранг идеологии. «Социализм» в такой интерпретации есть синоним
понятия «эффективное общественное устройство». Для его осуществления
на деле, в отличие от переворотов прежних времен, необходима
особая – виртуальная – революция, переворот в умах!
|
Текст: Игорь Скрягин
|
|
|