Общество Служения Миру
Р А С С В Е Т

О НАС | НОВОСТИ | МЕРОПРИЯТИЯ | ИНФО | ФОТО | КОММУНА | ССЫЛКИ | СВЯЗЬ


Второй слёт Светских коммунаров

15 января 2011, г. Воронеж
В слете приняли участие более 30 человек
Приглашаем к общению и участию в дальнейших мероприятиях
kommunari@googlegroups.com
Вступить в группу: jvirblis@gmail.com
тел.: +7 (903) 576-43-98 (Андрей Жвирблис)
отчет о Первом слёте: slet_kommun_2010
анонс Второго слёта: slet_kommun_2011

--------------------

Содержание отчета:

Представленные на слёте коммуны:
- Поваровка
- Новый Путь
- Рассвет
- Эколофт

Дискуссия
- Проблемы развития коммунитарного движения
- Общественная кампания по продвижению коммунитарного движения

Проведение Третьего слета Светских Коммунаров

--------------------

В ходе Второго Слета Светских коммунаров были представлены коммуны:

Частное Молодежное Общежитие “Поваровка”
vaddim(at)mail.ru, Правила коммуны, Вопросы - ответы
Коммуна располагается в Поваровке (Московская область, Ленинградское направление) основана Вадимом Назаренко вследствии покупки квартиры, на территории которой располагается общежитие. Особенность коммуны - большое количество вписчиков, максимальное количество жителей достигало 25 человек на 24 квадратных метрах жилой площади. Основные каналы наполнения квартиры новыми людьми - сайты hospitalityclub.org, couchsurfing.com, bpclub.ru, жж-сообшество vpiska, личные связи. Отдельные вписывающиеся люди переходят в статус жителей, некоторые жители отбывают в собственное жилище в Москве - индивидуальное или коммунарное. По словам Вадима Назаренко, не менее двух коммунарных квартир в столице являются последователями ЧМО “Поваровка”, основаны некогда жившими там людьми.
В данный момент в коммуне постоянно проживают 6 человек, решения принимаются общим собранием при наличии дикататорского права у основателя коммуны. Основные вопросы (уборка помещений, оплата ЖКХ, закупка продуктов) решаются стихийно, путем саморегулирования. Бытовые особенности привели к минимализму в мебели и ряду оригинальных решений - так, в потолок вкручены крюки для подвешивания рюкзаков.

Анархо-сельскохозяйственная коммуна “Новый Путь”
protestzine(at)bk.ru, Новый Путь - построим свою гармонию
Основана около 20 лет назад коммунистом Николаем Викторовичем Пантелеевым (в данный момент - председатель коммуны), ведет натуральное хозяйство на 15,5 га арендованной земли (Ленинградская область). С внешним миром в основном ведутся бартерные, а не товарно-денежные отношения. В середине 90-х годов к “Новому Пути” примкнула группа анархистов, сформировавших на базе коммуны анархическую сельскохозяйственную группу, состоящую из оседлых и мобильных членов. Несмотря на это, одной из основных проблем коммуны остается нехватка жителей, рабочих рук.
Базовые ценности коммуны: идея свободы и бережного отношения к природе и животным, равное право на еду, общие труд и собственность, достижение максимальной автономности от государства. В коммуне не принято курение и употребление алкогольных напитков.
Решения в коммуне принимаются на базе консенсуса (у каждого участвующего есть право голоса и право обоснованно блокировать решение. Не участвовавшие в собрании не обязаны выполнять принятые на них их решения, но и не могут саботировать выполнение). Для общих сборов на территории коммуны построен специальный домик.
По мнению жителей, представлявших коммуну на слете, она развивается недостаточно динамично, но все же решает свои проблемы более успешно, чем жители близлежащих населенных пунктов: например, в 2007-2010 году собственными силами был построен хлев. На данный момент коммуна не моторизована и готова принять в дар авто- и сельхозтехнику (в том числе без документов).

Комунна “Рассвет”
rassvet-altruism.ru, voronezh(at)nm.ru
Коммуна действует в Воронеже в арендованном доме в частном секторе. В основном здании имеются три комнаты, также на территории коммуны располагается летний домик с одной комнатой и сараем.
Коммуне близки идеалы альтруизма и благотворительности, силами коммунаров организуются бесплатные кормежки бездомных, собирается теплая одежда для них, была организована акция по покупке фруктов для детских домов. Общество представляет собой культурный, политический и творческий центр.
У коммуны имеется общий бюджет для оплаты аренды, ЖКХ и закупки продовольствия. Территория коммуны часто используется путешественниками для ночлега. Члены коммуны разделяют анархистские и автономные убеждения, имеют значительный опыт активистской деятельности.

Коммуна "ЭкоЛофт"
community.livejournal.com/ecoloft, ecoloft928(at)googlegroups.сom
Коммуна базируется в центре Москвы, является экспериментом по уменьшению экологического следа при жизни в мегаполисе и на пропаганду экологичного образа жизни. В коммуне уже внедрен ряд мер (раздельный сбор отходов, энергосбережение, отказ от химических средств и др.), планируются усовершенствования (солнечные батареи).
В связи с большим количеством вопросов от слушателей, связанных с непосредственным внедрением экологических практик в быт других коммун и отдельных домохозяйств, в адрес жителей ЭкоЛофта принята рекомендация подготовить методологическую памятку и распространить ее, в том числе выложить в свободном доступе в интернете.

--------------------

Дискуссия

В ходе слета обсуждалась необходимость введения общей терминологии для определения коммун и общин. Был предложены варианты: коммуна как модель с обобществленным бытом, община как модель с обобществленной собственностью.

Говоря о признаках коммунитарного устройства, были выделены: общий быт, общая собственность, подавляющая составляющие площади или территории общего пользования в организации, наличие общей кассы и деятельности.

Рассматривая пути создания коммуны, участники пришли к тому, что более целесообразно использовать на первоначальном этапе арендовать жилье или землю для понимания, насколько люди смогут “притереться друг к другу”.

Михаил Шестеро отметил, что на Западе существенным мотивом перехода в коммуны является стремление к личностному росту, что не привычно для российского человека. Одной из целью коммунитарного движения является автономность от государственных структур, которые в свою очередь ведет к противодействию с их стороны.

Среди проблем развития коммунарного движения были отмечены:
Недостаточное понимание что такое коммуна гражданским обществом и властями и их возможного вклада в развитие общества. Зачастую коммуны воспринимаются извне как сектантские группы;
Нехватка людей и гендерный дисбаланс (в основном для сельских коммун);
Непонимание со стороны коммунаров о формировании экономической стороны коммуны;
Информационный и методический вакуум.

В качестве решения вышеуказанных проблем принято решение провести информационно-пропагандистскую кампанию относительно целей и задач коммунарного движения. Она должна включать подготовку презентаций коммун в едином формате, создание общей информационной платформы для коммунаров. В качестве одной из них была предложена группа в социальной сети вконтакте - http://vkontakte.ru/club12328289, продолжает функционировать гугл-группа kommunari, рассматриваются иные проекты. Кроме того, было предложено подготовить методические рекомендации для желающих создать собственную коммуну, провести фотовыставку в рамках будущих Слетов светских Коммунаров.

Для многих коммун, в частности для “Нового пути”, а также иных участников слета, имеющих земельные ресурсы для создания коммун, не хватает человеческих ресурсов. Так, Алексей Сапрыкин предложил использовать принадлежащие ему 10 га земли, Михаил Шестеро (shestero@mail.ru) не исключает возможности использования “Дома друзей на природе” (http://lj.rossia.org/community/common_house/) как базы для основания коммуны, Тоша Кулев (http://vkontakte.ru/coolioff) также находится в поисках единомышленников для создания сельской коммуны. Для преодоления этой проблемы было предложено организовывать “дни открытых дверей” для наиболее проблематичных коммун с целью распространения информации о них и привлечения новых жителей.

Участниками слета также были затронуты вопросы:
наличия иерархии в коммуне;
важности личность организатора коммуны;
сложности создания сельской коммуны городскими жителями;
деятельность сельской коммуны как фактора регенерации территории;
разности организационной формы коммуны в зависимости от ее идеологической платформы;
разной направленности общественной активности коммун в зависимости от идеологической платформы: внутрь сообщества (анархистские коммуны), вовне сообщества (например, ЭкоЛофт);

В ходе Второго Слета Светских Коммунаров было принято решение проведения Третьего Слета в Москве в феврале-марте 2010 года. На нем планируется чтение теоретических лекций, презентация новых коммун, секционное обсуждение практических вопросов. Призываем интересующихся принять участие в подготовке слета.

--------------------

Журнал «Огонёк» № 2 (5161) от 17.01.2011

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1565306

В Воронеже прошел слет коммунаров. Сюда из разных городов съехались люди, которые живут не обособленно, как большинство из нас, а коллективно. Накануне слета "Огонек" побывал в некоторых московских коммунах

Квартирный вопрос может как испортить нашего человека, так и улучшить его. Сложности с покупкой и арендой квартир в крупных городах привели к тому, что некоторые молодые люди стали выбирать коммунальный образ жизни: снимать квартиру на несколько человек. При этом помимо интереса сэкономить их могут объединять и другие, более важные интересы — нередко в такие квартиры заселяются единомышленники.

В конце прошлой недели в Воронеже состоялся второй слет светских коммунаров. Светских — потому что существуют еще религиозные коммуны, например немало экопоселений создано верующими людьми. Второй — потому что первый прошел в ноябре в Москве. На нем его участники пытались разобраться в ключевых вопросах: что такое современная коммуна и каково ее значение в обществе. Пришли к выводу, что коммуна обладает следующими признаками: у нее есть название и цель; участники объединены общей деятельностью, идеей или позицией по отношению к миру (образовательная, экологическая, либеральная коммуны...); имеется общее пространство для сборов, обсуждений, обедов, проведения мероприятий; быт регулируется совместно — формально (приказами и правилами) и неформально ("так сложилось").

Надо отличать коммуну от коммуналки. Коммуналка — место, где, несмотря на проживание на одной территории, все живут обособленно, коммуна — место, где живут вместе. В коммуналке не обобществлен быт жильцов, там раздельные посуда, расходные материалы, еда... В коммуне основные продукты закупаются централизовано или стихийно, но находятся в общественной собственности (для их хранения выделяется специальное место в шкафу или полка в холодильнике). Здесь устраиваются совместные ужины. Коммунары считают, что в коммуне "быт не убивает". Хотя признают, что, "несмотря на высокий интеллектуальный уровень, достигнутый человечеством в ходе его развития, грязная посуда остается одной из ключевых проблем коммунарного быта". Цитата — из отчета о первом слете в блоге участника "Эколофта" Андрея Жвирблиса ("Огонек" писал об этой экологической коммуне в N 47 за 2010 год).

На втором слете коммунаров опытом обменялись представители разных городов. Помимо московских коммун "Романов", "Караван искусств", "Эколофт" были, к примеру, воронежская "Рассвет", коммуна в Медведице (Курск), коммунистическая "Солнцеград" (Нижний Новгород)... Участники последней считают, что "коммунистические отношения не возникнут сами по себе, их нужно создавать практикой своей жизнедеятельности". На слете, прошедшем в рамках фестиваля "Соцветие", поговорили об особенностях экологической коммуны, путешествующей, сельской...

Идея, что неродственники делят жилплощадь (в том числе из соображений стоимости жилья), существовала уже в XIX веке. В таких случаях обычно вспоминают совместное проживание в одной квартире Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Всплеск возникновения коммун наблюдался в Германии в конце 60-х годов уже ХХ века, когда в рамках студенческого протестного движения появились политически мотивированные коммуны. Тогда в основном студенты так жили. Сегодня в той же Германии имеются самые разные формы совместного проживания, и участвуют в них люди разных возрастов. Есть, к примеру, коммуны для матерей-одиночек, пенсионеров... А есть дома, где несколько поколений людей (молодые и пожилые) учатся жить вместе, таким образом преодолевая конфликт поколений.

Светские коммунары считают, что "коммуны являются результатом естественных общественных процессов, составной частью мировых трендов, докатившихся до России". Хотя, заметим, у России в этом деле тоже богатый опыт. Как литературный (Чернышевский и четвертый сон Веры Павловны в "Что делать?"), так и реальный — коммуны толстовцев-земледельцев и советские коммуны. В некоторых советских коммунах 1920-х годов доходили до того, что начинали обобществлять даже личные вещи, вплоть до нижнего белья.

В начале 1930-х архитекторы создавали дома-коммуны — без отдельных кухонь, с общими столовой, душевыми. К примеру, в Ленинграде в "Доме-коммуне инженеров и писателей" (прозванном "Слеза социализма") жила поэтесса Ольга Берггольц. Нынешние коммунары тоже за то, чтобы градостроительные практики изменялись. Тогда здания, спроектированные для коммун, "сделают более комфортной жизнь в коммунах семьям, в том числе с детьми". Они считают, что общество, вышедшее из коммуналок, бросилось в другую крайность: засело в свои клеточки в "хрущевках", и это привело к отчуждению. Раньше люди собирались во дворах или, как в Одессе, выходили на внутренние балконы и общались. Сейчас этого нет. Как сказал нам один из коммунаров: "Чуваку нужна какая-то общность. Квартиры это убили".


Коммуна "Романов"
Название коммуны произошло от Романова переулка, где в цокольном этаже элитного дома она занимает квартиру площадью 160 квадратных метров. Коммуна представляет себя как "революционно-дружественная". Некоторые из ее участников прежде снимали другое жилье и входили в коммуну "Ревком 105" (революционная коммуна, квартира 105 квадратных метров). "Революционность" — от них. При этом коммуна дружественна по отношению ко всем, кто сюда приходит. Здесь часто собираются журналисты негосударственных изданий, благодаря чему у коммуны репутация одного из центров либеральной журналистики в Москве. По словам журналистки Марии Папу, в "Романове" существует увлечение: участникам и гостям нравится представлять себе, что было бы с Россией, если бы ее возглавляли другие люди, если бы в нашей стране было бы больше гражданских свобод, личной ответственности и так далее.
Управляется коммуна диктатором Константином, финансовым аналитиком по профессии. Обладая хорошими математическими способностями, он ведет общие расчеты. Кроме того, следит за порядком. Несмотря на наличие диктатора, признаются коммунары, "полностью ликвидировать элементы анархии не удается. В особенности это касается функций контроля за исполнением решений диктатора, которые никому на данный момент не делегированы".

Коммуна "Дебаркадер"
Образовательная коммуна держится уже много лет в буквальном смысле на плаву: ее члены живут на дебаркадере. По словам основателя коммуны Михаила Кожаринова, в 1990-е годы они, выпускники педагогических вузов, открыли в Москве частную школу. Школа росла, классы стали не помещаться в здании, кроме того, с квартирами было тяжело, и тогда, в кризис 1998 года, за 2 тысячи долларов они купили дебаркадер, за столько же пригнали его из Касимова и еще на 3 тысячи купили строительного материала. Первые два года дебаркадер стоял в Южном порту, потом его перегнали в Строгино, где он стоит и сейчас. Какое-то время на дебаркадере не только жили коммунары, но и занимались старшеклассники, а потом "началась борьба Лужкова с дебаркадерами, и классы отсюда убрали". Теперь здесь живут десять человек, которые так или иначе связаны с образовательными проектами. Здесь разрабатывают программы для вузов, проводят семинары. Если кто-то из коммунаров меняет деятельность, то съезжает отсюда.
Дебаркадер представляет собой дом с отдельными комнатками для жилья, общими — для работы и столовой. Он во многом автономный: отапливается соляркой и снабжается электричеством при помощи бензинового генератора. По словам участницы коммуны студентки Виктории, особенностью жизни на дебаркадере, в частности, является то, что немного качает летом.
Последнее время у коммуны существует конфликт с водноспортивной базой, около которой находится плавучий дом. Коммунары говорят, что их держат в блокаде (отключили от электричества, не дают подъезжать машинам...). Но поскольку дебаркадер принадлежит негосударственному образовательному учреждению, убрать его по закону непросто.

Коммуна "Дом Шаляпина"
В этом особнячке в 3-м Зачатьевском переулке с 1904 по 1907 год жил Федор Иванович Шаляпин. По одной из версий, он выиграл этот дом в карты, по другой — купил. Здесь родились трое из его детей. Часто устраивали званые обеды, на которых бывали композитор Рахманинов, художники Коровин и Серов. Несколько лет назад дом купила частная компания, и, пока в здании не началась реставрация, в нем живут коммунары.
Коммуна "Дом Шаляпина" образовалась стихийно: въехавшие сюда знали друг друга прежде если не лично, то через общих знакомых. Объединила коммунаров принадлежность к творческим профессиям: дом населяют художники, дизайнеры, студенты художественных вузов, фотографы... Отдельной комнаты для проведения общих мероприятий здесь нет, поэтому ею служит самая большая комната в доме, гостиная площадью 70 квадратных метров, в которой живет фотограф, критик и куратор выставочных проектов Дмитрий Нестеров. В гостиной устраиваются перформансы, ночные вечеринки, выступления музыкантов... Здесь, к примеру, отмечали день рождения художника Кирилла Преображенского, устраивали выставку молодых графиков, концерты музыканта и художника Дмитрия Теселкина, экспериментального музыканта Алексея Таруца...
С прежних (хотя неясно, каких именно) времен в доме остался рояль. На нем есть табличка, что он подарен императором Александром в конце XIX века. К сожалению постояльцев и гостей, рояль расстроен, и вызванный настройщик сказал, что безнадежно.

Караван искусств
Десяток человек существуют как коммуна только несколько месяцев в году во время путешествий на велосипедах, в остальное время живут не вместе, но постоянно общаются. Члены коммуны — люди разных профессий (пиар-специалист, бухгалтер, культуролог, педагог...) — проводят занятия и праздники для детей в московском Клубе Джерри Рубина. А во время велосипедных путешествий бесплатно дают кукольные представления в детских домах. Самое длительное путешествие состоялось прошлым летом — за месяц с лишним члены коммуны со своими детьми проехали на велосипедах по Украине 1500 километров. По дороге давали представления в деревнях. Бродячие актеры посетили среди прочего Лозовую, где есть музей Глеба Травина, путешественника, проехавшего в конце 1920-х годов на велосипеде вдоль всех границ СССР, включая арктическое побережье. Члены коммуны тоже активно участвуют в велодвижении, проводят акции и велопарады. А в сентябре двое из них, Игорь Польский и Ирина Сардарова, во Всемирный день без машин устроили велосипедную свадьбу: около 20 велосипедистов и один роллер совершили велопробег от Мещанского загса через Болотную площадь до Ходынского поля.
В основе существования "Каравана искусств" лежит концепция "двенадцати ролей", согласно которой любую ситуацию (от театральной до жизненной) можно разложить на двенадцать основополагающих ролей, распределенных между ее участниками (Король, Шут, Принцесса, Художник...). Говорят, это очень помогает в совместных делах и путешествиях: все знают, кто за что отвечает.

--------------------

PHOTO





--------------------

VIDEO

Презентации коммун (311 Mb)
Видео в Youtube

--------------------

Полезные ссылки

Кохаузинг - живые сообщества
Практическое руководство для совместной жизни
Гостеприимные дома
Сквоттинг

http://free-russia.net/2011/01/23/socvetie/
http://avtonom.org/node/14761